Применение названных принципов биоэтики, при понимании ее предметного поля с медицинской доминантой (или в американском или в западноевропейском вариантах), в процессе обосновании морального выбора в в конкретных ситуациях часто порождает моральные дилеммы (дилемма - необходимость выбора из двух, как правило, нежелательных возможностей), вызывающих острые дискуссии в биоэтике и в обществе в цилом.
Так, например, соблюдение принципа автономии личности требует правдивого информирования пациента о диагнозе и вероятный прогноз даже при условии его фатальное содержание Однако такое сообщение мож же вызвать психологический стресс у пациента, что уменьшит его волю к жизни, а следовательно, и сопротивляемость организма болезни Очевидным становится нарушение принципа \"не навредиашкодь".
Абсолютное исповедание принципа автономии пациента должно дать ему право распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению в случае неизлечимой болезни (дилемма эвтаназии), но человек не может розпоряджат ся жизнью, так как действует принцип неприкосновенности относительно человеческой жизни Принцип неприкосновенности человеческой жизни имеет как религиозное, так и философское обоснование С точки зрения религиозной сознательно сти человек - Божье творение, что обуславливает полноту принадлежности Богу и отрицает самовластия над своим телом, поскольку человек наделен ответственностью за себя, а не правом господства над собой В философии обоснования этого принципа укореняется в том, что личность составляет первую и трансцендентную ценность, и если эту основу разрушить, то мы впадаем в полный релятивизмаізм.
Как правило, на практике исповедание одного принципа приводит к нарушению другого, поэтому считается, что названные принципы не имеют абсолютной действия, поскольку от них приходится отступать в конкретных с ситуациях Однако такое отступление не лишает выбор морального вредаи.
К основным проблемам биоэтики относятся следующие:
o защите прав пациентов (в том числе ВИЧ-инфицированных, психически больных людей, детей и других больных с ограниченной компетентностью);
o соблюдение справедливости в системе здравоохранения; 14
o аборт, контрацепция и новые репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение, оплодотворение в \"пробирке\" с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
o проведения экспериментов на человеке и животных;
o определение критериев диагностики смерти;
o трансплантология;
o генная терапия и генная инженерия;
o клонирования (терапевтическое и репродуктивное);
o оказания помощи неизлечимо больным пациентам (хосписы, организация паллиативной помощи);
o эвтаназия (пассивная или активная, добровольная или принудительная)
Принцип автономии дает право распоряжаться женщине своим телом, но принцип человеческого достоинства гарантирует права человека, неспособного самостоятельно принимать решения Очевидно, что решение проблемы аборта укоренившейся не в решении вопроса статуса эмбриона В данном случае мы сталкиваемся с проблемой не столько биоэтического, столько философского характера, поскольку перед нами встает вопрос о точке отсчета людсь кого жизнь Ответ на этот ищется в острых интеллектуальных дискуссиях, которым предоставлено незаурядного публичной огласки, поскольку ответ на этот вопрос должен быть социально легитимована (легитимация - в изнання законности какого-либо права, полномочия, факта и др.) Вопрос о начале человеческой жизни конкретизируется таким вопросом: \"Есть ли эмбрион частью организма матери, с которой она может оказывать д овильни действия или он наделен качествами человеческой индивидуальности и является социально признанным субъектом нравственных отношений? \"В зависимости от ответа на поставленный вопрос выстраивается аргументация в польз во выбора \"за жизнь\" или за \"автономиютя" чи за "автономію".
Взгляд на точку отсчета человеческой жизни и предоставления ему статуса моральной ценности в разные эпохи и в разных культурных традициях обосновывался по-разному Так, в восточных культурах начало жизни совпадает ався с зачатием; в западноевропейской - с моментом рождения; впоследствии долгое время начало жизни фиксировался первых движений плода Научная точка зрения на начало человеческой жизни отличается большим многообразием даже на сегодняшний Разнообразные физиологические подходы сводят начало жизни до начала функционирования жизненно важных систем - сердцебиение, легочной или мозговой деятельностисті.
В начале XX века биология определяла начало жизни с четырехмесячного плода, в конце XX века в шестинедельного плода с помощью новейшей техники фиксируется электрофизиологических активность ствола мозга в (кстати, отсутствие таких мозговых импульсов является сегодня юридическим основанием для констатации смерти человекаи).
Современная микрогенетика обосновывает две точки зрения относительно начала жизни Согласно первой, человеческий индивидуум как неповторимая целостность образуется в течение второй недели после зачатия Вторая точка зрения основывается на том, что начало новой жизни начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования нового ядра, содержащего неповторимый генетический материал Поэтому протяжение ом внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери, поскольку он не является органом или частью органа матери В таком случае эмбрион обладает ценностью человеческой же иття, поэтому необходимо исключить любую возможность его уничтожения или причинения ему вреда Следствием такой позиции является трактовка прерывания беременности по любым причинам убийством, хотя не получает такой оценки со стороны законакону.
Дискуссия относительно личностного статуса эмбриона дополняется сравнительным анализом конкурирующих между собой прав матери и прав эмбриона В случае конфликта между матерью и плодом возникает проблема так называемой ого терапевтического аборта Сторонники полного запрета аборта считают, что современная медицина способна решить проблемы со здоровьем матери и случаи, которые требуют искусственного прерывания беременности, над конечно редкие А в случае самостоятельной жизнеспособности плода предпочтение отдано в пользу спасения его жизни может трактоваться как \"жертва со стороны матери\" Не менее категоричны они и относительно евгенического аборта проводится в случае диагностики неполноценности будущего ребенка, чтобы лишить ее страданий в будущем и освободить от нагрузки семью и общество С этической точки зрения физическая н еповноциннисть не уменьшает онтологическую значимость человекачимість людини.
В контексте этической теории проблема искусственного прерывания беременности требует определения критериев морального статуса человеческого индивидуума Классические критерии, такие как рациональность, способность к рефлек ксии, готовность совершить поступок и др., очевидно, не могут быть привлечениемні.
В современной теории выделяется еще один критерий - реакция на раздражители (подразумевается способность чувствовать боль, приятное и неприятное) По мнению российского специалиста по прикладной этики ЛВ Ко-новалов вой, только он может быть привлечен в случае морального выбора в ситуации искусственного прерывания беременности Такая позиция не находит неоспоримой поддержки в научных кругах Уже упоминавшаяся русский исследователи эта по биоэтике ИС Силуянова считает, что моральный статус человеческого индивидуума не определяется наличием физиологических реакций и свойств, поскольку это попытка свести нравственное содержание биологическому В д аномий случае критерием морального статуса плода определяется его включения в моральные отношения Это возникает тогда, когда плод (эмбрион, зародыш, \"сгусток ткани\") становится объектом моральной рефлексии для матери в момент выбора и для человеческой культуры в целом, поскольку постановка проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом морал ьни качества рода человеческого (солидарность, долг, ответственность, свобода, любовь, милосердие и др., составляющих содержание \"должного\"), которые являются неоспоримыми, несмотря на разнообразие жизненных о бставин, разнообразных практических интересов и все ситуативное многообразие \"сущего\" В этическом плане аборт является недопустимым, поскольку цена человеческой жизни несравненно выше любые другие ценностиезрівнянно вища за будь-які інші цінності.
В современной практике с целью предупреждения искусственных абортов широко применяются контрацепция и стерилизация Радикальные сторонники запрета аборта считают применение контрацептивных средств скрытой форме аборта, правда, признают при этом, что контрацептивные средства и аборт - это две разновидности зла по своей значимостию.